Наш Яркий мир

  •  ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ:
  • Поддержка семей, воспитывающих детей с ОВЗ
  • ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА: Дети-инвалиды и дети с ОВЗ (от 10 до 18 лет)
  • ОХВАТ ПРАКТИКИ: Тульская область, МО г. Ефремов, МО Куркинский район*
  • ОРГАНИЗАТОР:  Слемзина Наталия Валериевна, социальный педагог Государственного учреждения Тульской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних № 5» 

НАИМЕНОВАНИЕ ПРАКТИКИ НАШ ЯРКИЙ МИР
ОПИСАНИЕ

ЦЕЛЬ:

 
  • Создание условий для обеспечения максимально возможного развития и реализации личностного потенциала ребёнка-ивалида, ребёнка с ОВЗ, их успешная интеграция в общество.
  • Проект направлен на социализацию подростков С ОВЗ.
 

ЗАДАЧИ:

  • преодоление изолированности семей с детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ, образование у семей новых социальных связей;
  • создание условий для самореализации творческого потенциала детей в различных социальных и профессиональных ролях;
  • привлечение и обучение добровольцев навыкам общения с детьми-инвалидами, деттьми с ОВЗ;
  • создание устойчивой, положительно окрашенной системы социально-психологического взаимодействия ребёнка и значимого для него взросдлого, путём формирования пары "ребёнок-наставник";
  • стабилизация эмоционального состояния ребёнка-инвалида, ребёнка с ОВЗ.

МЕХАНИКА:

  • По замыслу: профессионально организованное общение со взрослым волонтёром - наставником позволяет раскрыть жизненный потенциал детей, даёт шанс обнаружить способности, почувствовать уверенность в своих силах, адаптироваться и полноценно участвовать в жизни общества.
  • Проект "Наш яркий мир" получил поддержку Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
  • Полное описание практики представлено в сборнике: Проект «Наш яркий мир»: Информационно-методический сборник по внедрению эффективной социальной практики наставничества / Под ред. О.И. Денисовой, О.А. Слепушко, Н.В. Слемзиной – Тула: ООО “Борус-Принт”, 2019. – 96 с. ISBN 978-5-905154-61-4.

 САЙТ: https://vk.com/id350795630?w=wall350795630_109%2Fall

РЕСУРСЫ

Стоимость реализации: -

 

Необходимые ресурсы:

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ: -

ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ: -

КАДРОВЫЕ РЕСУРСЫ

  • Число лиц, задействованных во внедрении практики: 50 наставников, включенных в решение задач Проекта.

Организации-участники:

  • При применении практики осуществлялось взаимодействие с территориальными отделами социальной защиты населения, органами опеки и попечительства, КДН и ЗП, органами и учреждениями образования, здравоохранения, Ефремовской районной организацией Тульской   региональной организации «Всероссийское общество инвалидов».

  Соисполнители мероприятий Проекта: 

  • Автономная некоммерческая организация «МОТО-Объединение «Статус» 71»;  
  • Ефремовский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Рязанский госу- дарственный медицинский университет имени академика   И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации.
  • Помощниками стали студенты, школьники, педагоги школ, центров внешкольной работы, сотрудники Центра, жители города, проходившие обучение в школе приёмных родителей, пенсионеры, корпо- ративные волонтёры ООО «Каргилл», активные родители детей с особенностями развития.
РЕЗУЛЬТАТ Количественные показатели:
 
  • Число детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, включенных в состав целевой группы Проекта и получивших адресную помощь, – 50 человек.
  • Число устойчивых пар «взрослый – подросток», сложившихся в ходе реализации Проекта, – 50 пар.
  • Общее число детей, участвующих в мероприятиях Проекта (дети, включенные в состав целевой группы, а также дети из социального окружения таких детей, участвующие в мероприятиях Проекта), – 150 человек.
  • Общее число взрослых (родители, опекуны, попечители и другие лица, непосредственно связанные с детьми целевой группы проекта), принимающих участие в мероприятиях Проекта, – 150 человек.
  • Число лиц, на которых была распространена практика за 2021 год  - 33 воспитанника.
 

Результаты:

Мониторинг эффективности взаимодействия пары «ребёнок – наставник» проводился   на основании анализа опросников, заполняемых родителями детей, детьми, наставниками. Опросник включает ряд показателей, которые оценивались по шкале от 1 до 10 баллов. Выведен общий средний результат показателей детей: первичные данные (данные через 15 месяцев):

  • желание узнавать что-то новое -  4,2 (5,4);
  • умение обращаться с деньгами -5,7 (6,1);
  • умение обустроить квартиру / комнату (бытовые навыки) - 4,9 (5,4);
  • знает, куда можно пойти в свободное время — 4,2(6,9);
  • забота о здоровье и внешности - 4,2(4,9);
  • осведомленность о различных профессиях - 4,6 (6,5);
  • уверенность в себе - 3,8 (4,6);
  • умение адекватно выражать свои чувства - 4,6 (5,7);
  • способность понимать эмоции и чувства других людей – 4,9 (6,1);
  • наличие постоянного хобби - 3,9 (5,8);
  • умение устанавливать контакты (общение с 8. 11. окружающими, не являющимися членами семьи) - 4,7 (5,6).
 

 Влияние практики на повышение уровня жизни получателей услуг:

  • У всех детей, взаимодействовавших с наставниками, повысилась уверенность в себе, стабилизировалось эмоциональное состояние, расширился кругозор, обогатился досуг, появились новые социальные контакты и связи со взрослыми и сверстниками.
  • Увеличилась доля детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, принимающих участие в творческих занятиях, спортивных мероприятиях, культурной жизни города совместно со здоровыми сверстниками.
  •  Эмоциональное состояние ребёнка при взаимодействии в паре с наставником оценива- лось семьёй стабильно положительным, определялось, как радость.
  •  Самым весомым показателем явилось желание родителей детей продолжать сотрудничать в рамках практики наставничества, и готовность наставников взаимодействовать с детьми после завершения Проекта.
  • Доля семей, отметивших улучшение ситуации благодаря помощи наставников и участию в мероприятиях Проекта (от общей численности целевой группы семей, участвующих в мероприятиях Проекта), – 100%. 
ЭТАПЫ

Срок реализации: начало внедрения практики - 1 апреля 2018 года.

 

Этапы

ПОДГОТОВКА:

  • Разработка и утверждение необходимых документов и организационно – управленческих материалов.
  • Инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации практики.
  • Подбор и обучение наставников.

РЕАЛИЗАЦИЯ:

  • Формирование пар «ребенок – наставник».
  • Составление и реализация планов работы пар «ребенок – наставник», включая получение согласия ребенка, родителей или опекунов (при их наличии).
  • Организация совместной деятельности по наиболее значимым для детей и семей их воспитывающих направлениям (здоровьесбережение, познавательная и обучающая деятельность, помощь в выборе будущей профессии, социально-бытовая адаптация, развитие способностей в творчестве, спорте, организация досуга).
  • Профессиональное систематическое сопровождение взаимодействия пар «ребенок – наставник», мониторинг эффективности, корректировка планов.
  • Создание портфолио достижений (успехов) каждого участника целевой группы.
  • Повышение компетенций наставников и специалистов, непосредственно работающих с детьми и семьями их воспитывающими.
  • Адаптация практики к изменяющимся реалиям (внесение дополнений, изменений в имеющиеся локальные нормативно-правовые акты).

ТИРАЖИРОВАНИЕ:

  • Проект «Наш яркий мир» является участником программы Фонда поддержки детей находящихся в трудной жизненной ситуации «Право быть равным».
  • Проект «Наш яркий мир» занесен в Реестр лучших практик помощи семье и семьям с детьми, внедряемых и тиражируемых Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
  • Проект «Наш яркий мир» занесен в сборник «Лучшие практики, реализуемые волонтерами в сфере организации мероприятий по социально-психологической реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
  • По результатам применения практики был выпущен сборник: Проект «Наш яркий мир»: Информационно-методический сборник по внедрению эффективной социальной практики наставничества / Под ред. О.И. Денисовой, О.А. Слепушко, Н.В. Слемзиной – Тула: ООО “Борус-Принт”, 2019. – 96 с.
  • ISBN 978-5-905154-61-4
  • Тиражирование практики предусматривает различные формы: размещение на электронном ресурсе среди делегаций – участников Всероссийского форума «Вместе – ради детей!»; проведение тематических консультационных пунктов на территории муниципальных образований Тульской области; размещение на официальных сайтах органов исполнительной власти и подведомственных учреждений; выпуск буклетов; информирование населения о функционировании отделения «Мой семейный центр» в средствах массовой информации; трансляция рекламы на светодиодных экранах города Тулы и YouTube каналах; размещение информационных листовок в маршрутных такси города Тулы. 
МАТЕРИАЛЫ

 ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ (видео)

 

 ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРАКТИКИ

 

 ИНФОРМАЦИЯ О ПУБЛИКАЦИЯХ о практике в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (ссылка на публикацию):

  Число публикаций в печатных средствах массовой информации о ходе и результатах реализации Проекта – 18 публикаций.

Число публикаций по тематике Проекта, размещенных на Интернет- ресурсах, –

36 публикаций.

 __________________________

Публикации в профильных журналах

  • Журнал «Социальное обслуживание», №11, 2019 год. Статья Слемзиной Н.В.  «Нетрадиционные техники изображения в работе с детьми с особенностями развития в рамках проекта «Наш яркий мир» https://www.socialmag.info/kopiya-soc-obsluzh-2019-10 ;
  • Журнал «Работник социальной службы», №11, 2019 год. Статья Слепушко О.А.  «О реализации проекта «Наш яркий мир», одобренного Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации»: https://www.socialmag.info/kopiya-rab-soc-sluzh-2019-10

Информация, размещенная на официальном сайте Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации:

Новости Проекта «Наш яркий мир» на официальном YouTube-канале
ГУ ТО КЦСОН №4: 

Информация, размещенная на сайте tulasmi.ru:

 http://tulasmi.ru/news/336070/ - Проект «Наш яркий мир» – всё лучшее детям!

Информация, размещенная на официальном сайте общественно-политической газеты «Вперед» Куркинского района Тульской области:

Информация, размещенная на официальном сайте общественно-политической газеты «Заря» Ефремовского района Тульской области:

Информация, размещенная на официальном сайте Ефремовского филиала ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России:

Информация о событиях Проекта «Наш яркий мир», размещенная в социальных сетях