Семейная экспедиция «На пути к Надежде»
НАЗВАНИЕ: «Семейная экспедиция «На пути к Надежде»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ: Комплексная поддержка семей с детьми
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА: Семьи с детьми от 0 до 18 лет, проживающие в сельской местности, специалисты отделений помощи семье и детям,члены муниципальных межведомственных команд
ОХВАТ ПРАКТИКИ: Дубенский,Тепло-Огаревский, Щекинский, Чернский районы Тульской области
ОРГАНИЗАТОР: Государственное учреждение Тульской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних № 4»
НАИМЕНОВАНИЕ ПРАКТИКИ |
«Семейная экспедиция «На пути к Надежде» |
ОПИСАНИЕ |
ЦЕЛЬ: повышение доступности и качества социальной помощи семьям с детьми, проживающим на отделенных сельских территориях, содействие улучшению их уровня жизни и адаптации в современных условиях.
|
ЗАДАЧИ:
|
|
МЕХАНИКА: «Семейная экспедиция «На пути к Надежде» - это инновационная технология работы с семьями и детьми различных категорий, проживающих на отдаленных сельских территориях, где доступ социальных благ весьма ограничен. Практика реализуется в рамках регионального проекта Тульской области«Мой семейный центр», который является одним из приоритетных направлений программы правительства Тульской области на период до 2026 года «Люди: качество ежедневной жизни». Суть практики – оказание адресной социальной помощи семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, максимально приближенной к территории ее проживания, с опорой на внутренние ресурсы семьи и потенциал местного социума. Решение проблем жизнедеятельности семей осуществляется силами специалистов учреждения на основе функционирования мобильной бригады и привлечения организаций различных форм собственности, которые входят в состав муниципальной межведомственной команды. Особенность организации работы – выявление актуальных потребностей семей, проведение их оценки и поиск необходимых ресурсов (родственники, соседи, службы, благотворительные и общественные организации, волонтеры, церковь и др.) для оказания оперативной адресной помощи (срочные социальные услуги). В реализации программы лежат три основополагающих подхода - командный, системный и клиентоориентированный, которые дают возможность по-новому выстраивать отношения с клиентами в условиях адаптации их к современным и быстроменяющимся условиям жизни (побуждение людей к самостоятельным действиям, к принятию личной ответственности за свою судьбу и происходящие в ней события, повышение своего жизненного потенциала). Практика включает стационарозамещающие технологии, традиционные и инновационные формы работы, ориентированные на клиента. С целью создания поддерживающего пространства для семей по месту жительства, предупреждения жестокого обращения с детьми, раннего выявления семейного неблагополучия и снятия психоэмоционального напряжения, организовываются дистанционные и офлайн мероприятия, которые дают возможность оперативно осуществить мониторинг ситуации в семье, определить проблемные зоны и своевременно оказать семье квалифицированную помощь. Уникальность практики заключается в том, что команда специалистов осуществляет свою деятельность непосредственно на территориальном уровне клиентов и максимально приближенно к их месту проживания, что снижает тревогу членов семьи, экономит их время и средства, предоставляет доступ к определенным видам социальных благ, которые отсутствуют в их поселении. «Прийти туда, куда нельзя пройти, помочь тем, кто нуждается» - этот принцип являетсяосновополагающим в работе с семьями. Ценность практики – содействие доступности услуг сельскому населению, где фокус внимания сосредоточен на поддержании достойного уровня жизни людей. Внедрение практики позволяет перейти от преодоления уже имеющихся социальных проблем к предупреждению возникновения социальных рисков, создания условий для профилактики семейного неблагополучия; повышения качества, расширения перечня и увеличения объема социальных услуг семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
|
|
САЙТ:
|
|
РЕСУРСЫ |
СТОИМОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ: -
|
НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ:
|
|
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ: -
|
|
ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ: -
|
|
КАДРОВЫЕ РЕСУРСЫ: Во внедрении практики принимают участие: Заведующие структурными отделениями - 5 чел. Специалисты - 38 человек; волонтёры – 20.человек; добровольцы из числа жителей районов Тульской области – 8 человек; настоятели храмов - 4 человека; специалисты муниципальных межведомственных команд: Тепло-Огаревский р- н – 38 человек; Дубенский р-н – 46 человек; Чернский р-н – 16 человек; Щекинский р-н - 13 человек. социальные партнеры: учреждения, принимающие участие в программе – 3 чел.
|
|
ОРГАНИЗАЦИИ-УЧАСТНИКИ: Организации, с которыми осуществляется взаимодействие при применении практики: муниципальные межведомственные команды: Администрации муниципальных образований: Дубенский, Щекинский,Чернский, Тепло-Огаревский районы. Государственные учреждения здравоохранения. Государственные учреждения образования. Комитеты по образованию, культуре, молодежной политике, физической культуре и спорту. Территориальные отделы министерства труда и социальной защиты Тульской области по обслуживаемым районам. Центры занятости населения. Отделы социальной защиты населения. Секторы ЗАГС. Отделы судебных приставов. Миграционная служба. Отделы пенсионного фонда. Социальные партнёры: Местные религиозные организации Православные Приходы Тульской епархии. Сельские Дома культуры, расположенные на обслуживаемых территориях. Благотворительный фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам», г. Москва. АНО «Центр социальной и правовой помощи детям «Старт в будущее» г. Калуга. Ассоциация содействия деятельности в сфере экологии, экологической культуры и охраны окружающей среды «ЭКОИНИЦИАТИВА». В основу создания территориальной системы социальной помощи и поддержки семей с детьми положен межведомственный принцип взаимодействия, который предполагает формирование межведомственной команды специалистов всех заинтересованных структур и ведомств для разрешения проблем в зависимости от потребностей конкретной семьи.
|
|
РЕЗУЛЬТАТ |
Реализация практики за период 2022 г. показала следующие результаты: Для специалистов: Повышение профессиональных навыков и компетенций 19 специалистов учреждения в области применения инновационных информационных, стационарозамещающих технологий и технологий, ориентированных на клиента, посредством внедрения и реализации практики. Повышение личной эффективности специалистов, при оказании помощи клиентам, в результате прохождения супервизий и путей дальнейшего профессионального развития. За отчетный период был организовано и проведено 12 обучающих семинаров для специалистов по профилю работы с клиентами в рамках марафона-практикума «Семья-ребенок-социум»; изучено и внедрено в практику 8 инновационных инструментов и технологий, созданы алгоритмы и протоколы действий для улучшения качества социальной работы; проведено 36 супервизорских встреч, оказано 69 профессиональных консультаций. Для несовершеннолетних: Увеличение охвата детей качественными социальными услугами - 5341 несовершеннолетний, из которых 390 детей, из семей участников специальной военной операции, которым было оказаноболее 20000 услуг. Улучшение показателей развития более чем у 72 % охваченных несовершеннолетних, в ходе реализации индивидуально-ориентированных программ оказания поддержки семье, в том числе в области развития: социальных навыков; развития эмоционально-волевой и личностной сфер; познавательной деятельности, позволяющей адаптироваться в окружающей среде. Увеличение количества детей, охваченных позитивным досугом и здоровым образом жизни. Сохранение пребывания детей в привычной для них благоприятной семейной среде. Увеличение числа детей, проживающих в семьях, не изменивших социальный статус из трудной жизненной ситуации на социально опасную ситуацию. За отчетный период в рамках практики было проведено 64 досуговых, 89 развивающих, 47 профилактических мероприятий с детьми и охвачено 939 несовершеннолетних. Для взрослых членов семей: Увеличение количества семей, имеющих равный доступ к социальному обслуживанию вне зависимости от места проживания – 2359 семей. Адресность предоставления помощи - более 7000 разного вида услуг 2712 взрослым. Овладение необходимыми социальными навыками и активизация собственных ресурсов клиентов в разрешении жизненных проблем. Повышение родительской компетентности, обретение навыков продуктивного взаимодействия с ребенком. Получение поддержки от квалифицированных специалистов (в том числе и в дистанционном режиме) во время самостоятельного разрешения жизненных трудностей. Приобщение семей с детьми к позитивному семейному досугу, здоровому образу жизни и культурным ценностям. Социальная поддержка семей участников специальной военной операции – 335 семей, из них: 390 несовершеннолетних и 371 взрослый, предусмотренных федеральным и региональным законодательством и улучшение положения семей военнослужащих. Улучшение качества жизни клиентов за счет создания необходимых условий и привлечения жизненно необходимых ресурсов. В результате интенсивной работы специалистов из 439 семей, находящихся в социально опасном положении, 116 семей сняты с обслуживания в связи с улучшением ситуации в семье. Для членов муниципальных межведомственных команд. Создание действенной модели социальной работы с семьями и детьми целевой группы, которая обеспечит безбарьерный доступ к социальным сервисам, учитывая потребности и запросы клиентов. Создание эффективного механизма межведомственного взаимодействия специалистов всех служб и субъектов профилактики. Расширение круга социальных партнеров в решении проблем семей - общественных, частных, религиозных, государственных учреждений, волонтеров в различных форматах сотрудничества. В рамках межведомственного взаимодействия был осуществлен 61 выезд межведомственной команды на отдаленные сельские территории для оказания различных социальных услуг клиентам, проведено 62 встречи по планированию работы с семьями и внесением изменений в содержание совместной деятельности. За текущий год 8 организаций различных форм собственности оказали материальную помощь семьям для улучшения качества их жизни 651 семье. Всего была оказана материальная помощь на сумму 1671472 руб. Для профессионального сообщества: Трансляция полученного опыта для других специалистов посредством выступления на платформах различного уровня.
КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ Данная практика была апробирована и реализована в течение 4 лет. За этот период было охвачено услугами 6997 семей/13896 детей. За последний 2022 год в реализации программы приняло участие – 3451 семья и 5341 несовершеннолетний.
|
|
ВЛИЯНИЕ ПРАКТИКИ НА ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ЖИЗНИ ПОЛУЧАТЕЛЕЙ УСЛУГ: Влияние внедрения практики на повышение уровня жизни получателей социальных услуг: децентрализация социальной работы - перенос основного объема мероприятий, на муниципальный уровень, по месту жительства семей, дает возможность охватить большее количество клиентов социальными услугами надлежащего качества; обеспечение населения с детьми, проживающих на отдаленных сельских территориях, равного доступа к человеческим благам и ресурсам, создали благоприятные условия для формирования достойного образа жизни семей; своевременное выявление семейного неблагополучия на обслуживаемой территории дало возможность перейти от преодоления уже имеющихся социальных проблем к предупреждению возникновения острого кризиса; содействие активизации собственных ресурсов семьи, необходимых для позитивных жизненных изменений, позволило сократить время по выходу семьи из трудной жизненной ситуации, повысить ее компетентность в преодолении сложностей как в настоящем, так и в будущем; снизить уровень потребительских усилий и увеличить долю самостоятельности в разрешении собственных проблем. приобретение нового социального опыта взаимодействия детей и родителей послужило укреплению семейных связей и повышению уровня социальной адаптации несовершеннолетних и их родителей в социуме, а также дало возможность проживания ребенка в семейном окружении; повышение уровня информированности детей и родителей в вопросах последствий употребления психоактивных веществ, а также предоставление доступа к альтернативным формам здоровьесбережения клиентов повлияли на выбор приоритета здорового образа жизни семей; приобщение семей с детьми к организации и проведению позитивного досуга, содействие занятости подростков способствовало формированию устойчивых позитивных интересов и поддержания имеющихся жизненных компетенций; улучшение семейной ситуации положительно повлияло на изменение социального статуса семьи; реализация необходимых мер социальной поддержки семьям участников специальной военной операции, предусмотренных федеральным и региональным законодательством, содействовала смягчению социальной напряженности и разработке специальной системы помощи клиентам данной категории; функционирование муниципальной межведомственной команды обеспечило комплексность использования имеющихся сил и средств при оказании помощи конкретной семье в зависимости от ее проблем и потребностей; привлечение социальных партнеров к решению проблем семейного неблагополучия, дало возможность повысить качество и расширить спектр оказываемых социальных услуг семьям, улучшить сервис обслуживания клиентов.
|
ЭТАПЫ |
Срок реализации: реализация практики началась с 2019 года.
|
ПОДГОТОВКА: Подготовительный этап – стратегическое планирование и организационное развитие: профессиональная подготовка и переподготовка специалистов для осуществления социальной работы с клиентами целевой группы, оптимальная расстановка возможностей; формирование кадрового состава отделений и подготовка локальных актов; мониторинг и формирование необходимой базы данных целевых групп; исследование социальных ресурсов и потребностей обслуживаемых территорий, составление социального паспорта участка; проведение рекламных кампаний, презентаций для клиентов и партнеров с целью популяризации социальных услуг; определение круга социальных партнеров и установление межведомственных контактов, заключение соглашений о взаимодействии; материально-технического оснащение отделений; формирование методического ресурса для работы с семьями и детьми целевой группы, проживающих на отдаленных сельских территориях.
|
|
РЕАЛИЗАЦИЯ: Основной этап – реализация плана мероприятий: функционирование отделений помощи семье и детям по участковому принципу; комплексная социальная работа с семьями и детьми целевой группы сельских поселений, которая предполагает организацию плановых выездов на обслуживаемые территории и оказание различной социальной помощи с привлечением дополнительных услуг, оказываемых социальными партнерами; супервизорская/интервизорская работа, индивидуальные консультации для специалистов отделений, работающих с целевой группой; привлечение ресурсов для работы с семьями и детьми (личностных, финансовых, организационных и др.); систематизация информации и оформление соответствующей документации работы с семьями и детьми целевой группы. Аналитико-оценочный этап: мониторинг и оценка результатов, достигнутых в ходе работы с семьями и детьми проживающих на отдаленных территориях; разработка показателей, выбор методов сбора информации, практическое применение результатов мониторинга и оценки; освещение итогов реализации практики в средствах массовой информации, сайте учреждения и популяризация практики в регионе.
|
|
ТИРАЖИРОВАНИЕ: Практика легко воспроизводима и может быть использована как одна из форм профилактической работы. Она универсальна, так как предполагает работу с детьми и взрослыми из различных социальных групп, разного возраста и уровня развития. При реализации практики важно учитывать возможности реабилитационного учреждения, уровень подготовки коллектива, пожелания и интересы детей и родителей, опыт организации социальной помощи населению, а также особенности обслуживаемой территории.
|
|
МАТЕРИАЛЫ |